Защита территории

Слабость по первой линии

    Слабость чаще всего возникает, если есть точка разрезания.

(;AB[eb][ec][ed][fd][gd][fa]AW[ea][da][db][dc][dd][cd][bd]LB[fb:A]C[У черных есть слабость в (А)]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1])

 

    В (А) есть разрезание. Если чёрные не защищаются, то белые отрезают камень.

(;AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1]AB[eb][ec][ed][fd][gd][fa]AW[ea][da][db][dc][dd][cd][bd]LB[fb:A];W[fb];B[ga];W[gb];B[ha];W[hb];B[ia];W[ib])

 

    Убежать у чёрных не получится. Следует защитить такой камень.

(;AB[eb][ec][ed][fd][gd][fa]AW[ea][da][db][dc][dd][cd][bd]C[Необходимо соединить камень, чтобы не потерять территорию.]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];B[fb])

 

    Разберём более сложный пример.

(;AB[he][ge][fe][ee][id]AW[hd][gd][fd][ed][ic]LB[ie:A]C[Если не соединить камень, то белые съедят его и уменьшат территорию чёрных.] AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1] ;B[ie]LB[hc:A]C[Теперь у белых слабость в точке (А), как в предыдущем примере, необходимо соединиться.] ;W[hc])

Слабость по второй линии

    На следующей диаграмме у чёрных есть точка разрезания в "А"

(;AB[dg][eh][ei][df][de]AW[eg][ef][ee][fh][fi][gg]LB[dh:A]C[Чёрным необходимо соединиться.]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];W[dh]C[Если чёрные не соединяются, то белые режут и съедают 2 камня.])
    В этом примере чёрные используют "висячее" соединение.
(;AB[dg][eh][ei][df][de]AW[eg][ef][ee][fh][fi][gg]LB[dh:A]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];B[ch])
    Эта позиция очень часто встречается в игре.
(;AB[cf][cg][dh][ce][bd][bc]AW[df][dg][eh][fg][de][cd][cc][cb]LB[ch:A]C[У чёрных слабость в (А).]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];W[ch]C[Если не соединить камни, то белые режут.];B[di]C[Спасти этот камень нельзя, каждый последующий ход лишь увеличит потери.];W[ei];B[ci];W[bi])
    За исключением особых случаев, самым хорошим ходом по защите камня на второй линии будет крепкое соединение.
(;AB[cf][cg][dh][ce][bd][bc]AW[df][dg][eh][fg][de][cd][cc][cb]LB[ch:A]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];B[ch]C[При своём ходе необходимо соединиться. После соединения угловые очки принадлежат чёрным.])

Недостроенные стенки

    Часто в игре встречаются недостроенные стенки. В этом примере у чёрных территория по нижней боковине, но в окружающей её границе есть изъян.

(;AB[bg][cg][dg][fg][gg][hg]AW[bf][cf][df][ef][ff][gf][hf]LB[eg:A][eh:B]C[Белые могут использовать недостроенность стенки, чтобы уменьшить территорию чёрных.]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];W[eg];B[eh]

 

    На предыдущей диаграмме потери чёрных были минимальны. На следующей диаграмме показан пример слабости при недостроенной стенке, которая приводит к разрушению всей боковины.

(;AB[bg][cg][dg][fh][gh][hh]AW[bf][cf][df][ef][fg][gg][hg][eg]LB[eh:A]C[Если белые сыграю в (А) первыми - они разрушат большую часть территории чёрных.]AP[MultiGo:4.2.4]SZ[9]MULTIGOGM[1];W[eh];B[dh];W[ei]C[Камни чёрных разделены и не строят 2 глаза при правильной игре. Боковина поменяла цвет и стала белой.])

 

   Го это искусство соединять камни. Как мы видели в последнем примере, один ход может разрушить труды всей партии