История развития игры Го в Японии

Появление игры Го в Японии »
Расцвет Го в Японии

Расцвет Го в Японии

   В Японии, до начала VIII века, игра Го была запрещена для всех, кроме высшей аристократии. Игра Го, принятая во дворце, официально считалась вредным, разлагающим умы занятием и приравнивалась к употреблению вина и игре в кости. Однако монахи-буддисты нашли в Го духовную практику и играли, не взирая на запрет. 701 год считается великим в истории развития Го в Японии: император издал указ, в котором игра Го была признана не азартной. С этого момента она приобрела статус искусства, наравне с музицированием. Го быстро завоевало сердца всех сословий: от крестьян до аристократии, однако самураям играть в Го все же запрещалось. Ограничения на инвентарь, правда, сохранились: аристократы играли на досках из ценных пород дерева драгоценными камнями, простолюдины использовали доски грубой работы и обычную гальку. В городе Нара, в музее древних национальных сокровищ, хранится комплект, изготовленный для императора. Доска выполнена из редкого дерева, инкрустирована драгоценными камнями и украшена изображениями птиц и животных; камни изготовлены из драгоценных камней красного и белого цветов.

   Примерно с XII века игра Го приобретает широкую популярность, ею увлекаются феодалы, войны, монахи, ремесленники. С этого момента сильные игроки могли получить титул, повышение по службе или денежное вознаграждение. Это способствовало быстрому развитию теории, стратегии и тактики, появлению преподавателей и профессиональных игроков. В последующие 300 лет никаких особенных прорывов в истории развития Го не происходило. Ограничения для самураев сохранялись вплоть до XIV века. Сиба Есимаса в своем поучении для самураев (Тикубасе) писал: «самураю должно, помимо боевого искусства, обладать умениями, считающимися приличными в его кругу: играть на музыкальных инструментах, быть сведущим в поэзии, владеть каллиграфией. Все это необходимо, чтобы, присоединившись к коллективному времяпровождению, не оказаться хуже других. Не знать же, как играть в такие игры для веселого времяпрепровождения, как сугороку, сеги или Го, и вовсе постыдно». Это подтверждает, что разнообразные игры были распространены, и самурай, не умеющий играть и веселиться, воспринимался обществом как неполноценный. Однако позднее, в начале XVI века, Ходзе Нагаудзи (Соун) написал в «Двадцати одном правиле», определяющем основные принципы жизни воина: «Следует избегать дружбы с людьми играющими в сеги и Го. Заниматься ими — без пользы терять свое время. Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях». Несмотря на подобные рекомендации, самураи в то время уже охотно проводили время за Го и сеги. Так продолжалось до конца эпохи Сэнгоку (1500—1593 гг.), ознаменовавшей себя как столетие феодальных междоусобиц на обломках сегуната Асикагара. Ода Нобунага, Токугава Иэясу и Тоетоми Хидэеси — самые известные военачальники, - кроме своих воинских доблестей и властных амбиций, выделялись огромным интересом к игре Го. Ода Нобунага считал, что изучение Го является отличной интеллектуальной и духовной тренировкой, помогающей управлять войсками. Он держал при себе учителей игры Го для себя и своих воинов.

   1559 году в столице средневековой Японии городе Киото, в семье торговца родился мальчик, которому было суждено стать величайшим игроком Го своего времени. В девятилетнем возрасте родители отдали его в монастырь, где мальчик принял новое имя — Никкай. Монастырь был основан в XIII веке монахом Нитирэн и носил его имя. Нитирэн был сильным игроком в Го и руководители монастыря поощряли увлечение игрой. Так получилось, что девятилетний Никкай попал в монастырь-клуб любителей Го и уже через 2 года ему не было равных. В 11 лет Никкай оставил монастырь и принял новое имя — Хонимбо Санса, под которым известен в истории Го в наши дни. Молодые годы Хонимбо Санса совпали в Японии с кровавым режимом нового сегуната. Японские императоры в то время лишились власти, страной правили сегунаты — могущественные династии феодальных князей. Сначала Японией правил генерал Ода Нобунага. Свергнув последнего сегуна из династии Аси-кагава и подчинив себе почти всех князей Японии, генерал Нобунага приблизил к себе молодого мастера игры Го Хонимбо Санса.

   Следующее важное событие в истории Го произошло в 1588 году. Увлечение игрой нового регента Японии Хидэеси, дало толчок развитию Го. В 1588 году он организовал большой турнир с целью выявить сильнейшего игрока Го в Японии. В турнире победил монах Никкай - наставник Ода Набунага. Никкай удостоился государственной стипендии. Хидэеси был знаменит еще тем, что пытался, хотя и неудачно, завоевать Корею и Китайскую империю. В военных кампаниях Хидэеси, его любимый игрок Хонимбо закалил характер и приобрел глубокое понимание жестоких и драматических сторон жизни. Примерно в это же время появилось правило, по которому против сильнейшего играют черными, а если необходимо, с форой.


Появление игры Го в Японии »
Расцвет Го в Японии