Расчет сэмэай. Пример из партии

   Могут ли белые выиграть сэмэай?

 

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[White]PB[Black]AW[ga][ha][ia][ja][cb][db][eb][kb][lb][mb][cc][gc][nc][oc][pc][qc][rc][cd][gd][id][od][rd][be][de][fe][ne][hf][jf][mf][nf][of][qf][rf][hg][jg][kg][lg][ng][qg][rg][eh][fh][nh][oh][di][ei][ni][ri][oj][pj][rj][mk][nk][ok][qk][rk][bl][hl][ml][ql][sl][hm][mm][rm][cn][mn][co][go][ho][bp][fp][jp][rp][bq][fq][pq][jr]AB[ea][fa][fb][gb][hb][ib][dc][ec][fc][hc][jc][mc][hd][kd][ld][md][nd][pd][qd][ie][je][le][oe][pe][re][bf][cf][kf][lf][pf][sf][dg][og][pg][sg][dh][hh][ph][qh][rh][ci][fi][ii][ki][oi][pi][qi][bj][dj][ej][lj][mj][nj][qj][hk][lk][pk][il][ll][ol][pl][dm][lm][qm][dn][fn][jn][pn][rn][do][fo][lo][po][dp][np][cq][eq][lq][br]TR[oj][pj][mk][nk][ok][ml][mm][mn]SQ[pd][qd][oe][pe][re][pf][sf][og][pg][sg][ph][qh][rh][oi][pi][qi][qj]PL[W])

 

  В данном примере расчет вариантов сводится к простым шагам.

Шаг первый

Могут ли белые или черные увеличить количество дамэ у своих групп?

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[White]PB[Black]AW[ga][ha][ia][ja][cb][db][eb][kb][lb][mb][cc][gc][nc][oc][pc][qc][rc][cd][gd][id][od][rd][be][de][fe][ne][hf][jf][mf][nf][of][qf][rf][hg][jg][kg][lg][ng][qg][rg][eh][fh][nh][oh][di][ei][ni][ri][oj][pj][rj][mk][nk][ok][qk][rk][bl][hl][ml][ql][sl][hm][mm][rm][cn][mn][co][go][ho][bp][fp][jp][rp][bq][fq][pq][jr]AB[ea][fa][fb][gb][hb][ib][dc][ec][fc][hc][jc][mc][hd][kd][ld][md][nd][pd][qd][ie][je][le][oe][pe][re][bf][cf][kf][lf][pf][sf][dg][og][pg][sg][dh][hh][ph][qh][rh][ci][fi][ii][ki][oi][pi][qi][bj][dj][ej][lj][mj][nj][qj][hk][lk][pk][il][ll][ol][pl][dm][lm][qm][dn][fn][jn][pn][rn][do][fo][lo][po][dp][np][cq][eq][lq][br]LB[nl:1][nm:2][kn:A][ln:5][nn:3][mo:4][mp:B]C[У белых 5 дамэ. Ход 5 и ответ черных А только уменьшит время жизни белых. Ход 4 и ответ черных В не изменит количество дамэ, но и не создаст критических слабостей в позиции черных. Белые плотно окружены, нет темповых ходов и угроз, поэтому мы делаем вывод, что не можем нарастить дамэ или прорвать окружение.]PL[W];W[om]C[Может возникнуть желание сделать ход в темпе. Для упрощения расчетов представим, что черные будут крепко защищаться];B[pm];W[on];B[oo]LB[nl:1][nm:2][ln:5][nn:3][mo:4]TR[oj][pj][mk][nk][ok][ml][mm][mn]C[У отмеченной группы по 5 даме. Два камня, которые мы получили, не участвуют в сэмэай с черной группой, поэтому черные не будут тратить темпов на их окружение. Ход 3 не увеличивает количество даме у белой группы.])

 Что можно сказать о черной группе? В данный момент у неё 2 степени, но черные могут снять 4 камня и увеличить количество дамэ. Возможно вам уже очевидно, что белые не успевают, но для проверки и тренировки мы пройдём следующий шаг. К тому же нам надо определить какие ко-удары в будущем можно получить на этой группе и на какие ходы черные будут отвечать в йосэ, чтобы позднее вернуться и уменьшить прибыль черных.

Шаг второй

Считаем степени. У белых 5. Как в этой позиции быстро подсчитать время жизни черных?

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[White]PB[Black]AW[ga][ha][ia][ja][cb][db][eb][kb][lb][mb][cc][gc][nc][oc][pc][qc][rc][cd][gd][id][od][rd][be][de][fe][ne][hf][jf][mf][nf][of][qf][rf][hg][jg][kg][lg][ng][qg][rg][eh][fh][nh][oh][di][ei][ni][ri][oj][pj][rj][mk][nk][ok][qk][rk][bl][hl][ml][ql][sl][hm][mm][rm][cn][mn][co][go][ho][bp][fp][jp][rp][bq][fq][pq][jr]AB[ea][fa][fb][gb][hb][ib][dc][ec][fc][hc][jc][mc][hd][kd][ld][md][nd][pd][qd][ie][je][le][oe][pe][re][bf][cf][kf][lf][pf][sf][dg][og][pg][sg][dh][hh][ph][qh][rh][ci][fi][ii][ki][oi][pi][qi][bj][dj][ej][lj][mj][nj][qj][hk][lk][pk][il][ll][ol][pl][dm][lm][qm][dn][fn][jn][pn][rn][do][fo][lo][po][dp][np][cq][eq][lq][br]C[Единственный путь увеличения дамэ черных - забрать 4 камня.]PL[B];B[qe]LB[sd:A][se:1][qf:3][rf:2][qg:4][rg:5][sh:6][si:B]TR[sf][sg]C[Представим, что черные сделали это. У них 6 дамэ. но чтобы начать окружение белые вынуждены сделать приближающие ходы А или В. Вся комбинация состоит из последовательных ходов белых В, 6, 5, 2, 1, 3, 4 Белые начинают сэмэай с хода В, черные снимают 4 камня и у них на 1 степень больше.]) 

 Проверка

(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[White]PB[Black]AW[ga][ha][ia][ja][cb][db][eb][kb][lb][mb][cc][gc][nc][oc][pc][qc][rc][cd][gd][id][od][rd][be][de][fe][ne][hf][jf][mf][nf][of][qf][rf][hg][jg][kg][lg][ng][qg][rg][eh][fh][nh][oh][di][ei][ni][ri][oj][pj][rj][mk][nk][ok][qk][rk][bl][hl][ml][ql][sl][hm][mm][rm][cn][mn][co][go][ho][bp][fp][jp][rp][bq][fq][pq][jr]AB[ea][fa][fb][gb][hb][ib][dc][ec][fc][hc][jc][mc][hd][kd][ld][md][nd][pd][qd][ie][je][le][oe][pe][re][bf][cf][kf][lf][pf][sf][dg][og][pg][sg][dh][hh][ph][qh][rh][ci][fi][ii][ki][oi][pi][qi][bj][dj][ej][lj][mj][nj][qj][hk][lk][pk][il][ll][ol][pl][dm][lm][qm][dn][fn][jn][pn][rn][do][fo][lo][po][dp][np][cq][eq][lq][br]PL[W];W[si];B[qe]LB[se:1][qf:3][rf:2][qg:4][rg:5][sh:6];W[sd]LB[se:4][rf:8][rg:6][sh:2][nm:7][ln:1][nn:5][mo:3]C[Небольшая хитрость. Черные проиграют 2 камня в варианте 1-8. Черные могут не ответить, но тогда потеряют 2 камня по первой линии.];B[se];W[sh]CR[qf][rf][qg][rg]C[Накадэ из 4 пунктов такой формы даёт ровно 5 степеней, это следует запомнить.];B[ln];W[rg];B[mo];W[qg];B[nn];W[rf];B[qf];W[rg];B[nm])
(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]RU[Japanese]SZ[19]KM[0.00]PW[Белые]PB[Черные]AW[re][pf][qf][rf][pk][qk][rk][rl][rm]AB[pg][qg][rg][ph][sh][pi][si][pj][qj][rj]PL[W];W[sj]C[Такой ход не решает проблемы.];B[sk];W[sl]LB[sf:1][sg:2][sj:B][sl:A]C[Оба варианта вынуждают белых тратить 2 хода (1-2 или А В)])

 

Вывод

1. Белые не могут выиграть сэмэай

2. Белые не могут съесть 2 камня при правильной игре черных

3. Черные могут игнорировать второй спуск белых и выиграть сэмэай, потеряв 2 камня, что следует учитывать при нанесении ко-ударов в этой области

4. Нет необходимости немедленно заставлять черных доедать группу, лучше отложить на йосэ